Акция "Сад надежды"

Участие учащихся школы в Республиканской акции "Сад Надежды"

развернуть

Участие учащихся школы в Республиканской акции "Сад Надежды"

фото находятся по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/4w45xjap6Qpz5g

свернуть

Инструктивно-методическое письмо по организации работы обучающихся по посадке и уходу за плодовыми и ягодными насаждениями на территории учреждений образования и на закрепленных за учреждениями образования отдельных участках сельскохозяйственных организаций (сады, овощные участки)

18.11.2022
развернуть

Инструктивно-методическое письмо

по организации работы обучающихся по посадке

и уходу за плодовыми и ягодными насаждениями

на территории учреждений образования и на закрепленных за учреждениями образования отдельных участках сельскохозяйственных организаций (сады, овощные участки)

 

Одной из важнейших отраслей сельского хозяйства остается плодоводство, целью которого является возделывание многолетних растений, дающих съедобные плоды и ягоды, пригодные также для технической переработки. Фрукты широко используются как сырье в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Природные условия Беларуси благоприятны для проведения работ по производству плодов и ягод – в ряде хозяйств созданы крупные промышленные сады интенсивного типа. На территории нашей страны преобладание остается за фруктами и ягодами, произрастающими в наших широтах.

В связи с этим Главой государства значительное внимание уделяется развитию плодоводства в нашей стране, особенно активному привлечению обучающейся молодежи к процессу посадки, выращиванию и уборке плодовых и ягодных культур. Полученные в процессе сельскохозяйственных работ знания, умения и навыки будут способствовать развитию у обучающихся интереса к таким отраслям сельскохозяйственного производства, как садоводство и плодоводство, что повлияет на их профессиональную ориентацию и привлечет к труду на земле.

С этой целью Правительством обеспечивается реализация Комплекса мер по закреплению за учреждениями образования отдельных участков сельскохозяйственных организаций (сады, овощные участки) и проведению благотворительной акции «Сад Надежды».

Для активизации и обеспечения участия педагогов и обучающихся в развитии садоводства и плодоводства приказом Министра образования от 22 сентября 2022 № 585 утвержден Республиканский план мероприятий по посадке и уходу за плодовыми и ягодными насаждениями на территории учреждений образования и закреплению за учреждениями образования отдельных участков сельскохозяйственных организаций (сады, овощные участки) на 2022/2023 учебный год (далее – Республиканский план мероприятий).

Также рекомендуется в практике работы использовать нормы:

Кодекса Республики Беларусь об образовании (Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З);

Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года;

Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;

Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи;

государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы;

программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы;

постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» от 7 августа 2019 г. № 525, в ред. постановления Совмина от 17 января 2022 № 29;

постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» от 27 декабря 2012 г. № 206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63,от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).

Непосредственным координатором деятельности по участию обучающихся в посадке и уходу за плодовыми и ягодными насаждениями на территории учреждений образования, закреплению за учреждениями образования садов и овощных участков (далее – сельскохозяйственные работы) на республиканском уровне выступает учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр), в областях – областные учреждения дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля, а также областные многопрофильные учреждения дополнительного образовании детей и молодежи, имеющие в своей структуре отделы экологической направленности, на базе которых также организована работа областных ресурсных центров образовательного проекта «Зеленые школы».

Отдельное внимание стоит уделить расширению сети учреждений образования, реализующих образовательный проект «Зеленые школы», направленный на определение видов древесных насаждений, организацию посадки местных плодово-ягодных видов деревьев и кустарников, изучение компостирования и др.

Необходимо активно использовать созданную сеть областных и региональных ресурсных центров образовательного проекта «Зеленые школы», а также пилотных площадок проекта, которые оснащены методическими материалами и лабораторным оборудованием для проведения экологического мониторинга.

Областным ресурсным центрам следует активизировать деятельность по оказанию консультационной помощи по вопросам реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях образования, в том числе по проведению акций по посадке плодово-ягодных видов деревьев и кустарников, уходу за имеющимися насаждениями, сбору урожая, изучению компостирования и др.

Учреждения образования всех уровней должны стать активными организаторами участия обучающихся в сельскохозяйственных работах по посадке и уходу за плодовыми и ягодными насаждениями как на территории учреждений образования, так и закрепленных за учреждениями образования садах и овощных участках. Обращаем особое внимание, что в случае отсутствия возможности расположения на учебных участках плодовых и ягодных насаждений необходимо всем заинтересованным организовать работу по подбору партнеров для организации сельскохозяйственных работ с обучающимися.

В целях оказания информационного, методического и консультационного сопровождения деятельности по участию обучающихся в сельскохозяйственных работах областным учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо проводить изучение организации сельскохозяйственных работ с обучающимися в областях (г.Минске).

Также педагогическим работникам следует активно использовать разработанные в рамках образовательного проекта «Зеленые школы» методические материалы и пособия, ознакомиться с которыми можно по ссылке: https://rcek.by/category/meropriyatiya/proekt-zelenye-shkoly/.

С  2018 года в учреждениях образования Республики Беларусь на III ступени общего среднего образования функционируют профильные классы аграрной направленности, в которых изучаются на повышенном уровне отдельные учебные предметы и дополнительно осваивается содержание учебной программы факультативных занятий «Введение в аграрные профессии», разработанной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 июля 2018 № 58.

Деятельность профильных классов аграрной направленности содействует привлечению к обучению по 24 аграрным специальностям выпускников учреждений общего среднего образования и приобщению обучающихся к будущей деятельности в аграрном секторе страны, улучшению подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса.

Справочно:

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 209 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь № 80 от 7 февраля 2006 г. «О правилах приема лиц для получения высшего образования І ступени и среднего специального образования». Принятые изменения позволяют выпускникам профильных аграрных классов при поступлении на условиях целевой подготовки специалистов быть зачисленными в аграрные вузы страны по результатам собеседования без вступительных испытаний (при наличии в аттестате отметок не ниже 7 баллов по соответствующим профильным предметам).

В регионах страны накоплен положительный опыт участия профильных классов аграрной направленности в сельскохозяйственных работах, который рекомендуем активно пропагандировать, следует обеспечить информационную поддержку и презентацию лучших практик. С этой целью учреждениям образования, в которых функционируют аграрные классы, необходимо направлять информационные материалы из опыта работы по е-mail: ecolodgy@rcek.by .

На сайте Республиканского центра во вкладке «Мероприятия» https://rcek.by/category/meropriyatiya/, а также в социальных сетях Республиканского центра будет размещаться инновационный опыт работы по проведению проектов и акций, направленных на вовлечение обучающихся в сельскохозяйственную деятельность.

В целях представления лучших практик по организации деятельности на участках для сельскохозяйственных работ рекомендовано принимать участие в Республиканском конкурсе-выставке «Юный натуралист» и Республиканском конкурсе по благоустройству и озеленению территорий учреждений образования «Украсим Беларусь цветами». Условия проведения республиканских мероприятий размещены на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: https://rcek.by/category/ekologiya/.

Особое внимание в Республиканском плане мероприятий отводится сопровождению научно-исследовательской деятельности обучающихся. Для повышения уровня педагогического мастерства педагогических работников рекомендуется участвовать в областных семинарах по теме «Научно-исследовательская работа на пришкольном учебно-опытном участке», в рамках которых осуществляется знакомство с лучшими практиками организации участков для сельскохозяйственных работ. Ознакомиться с материалами по итогам проведения областных семинаров можно по ссылке https://rcek.by/category/meropriyatiya/respublikanskie-meropriyatiya/.

Обращаем внимание на необходимость организации участия в Республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ (проектов) обучающихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (далее – Конкурс), направленного на решение актуальных вопросов ведения сельского хозяйства.

Ознакомиться Регламентом проведения Конкурса можно на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: https://rcek.by/category/ekologiya/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/.

Также рекомендуется организовать работу по увеличению количества объединений по интересам, направленных на научно-исследовательскую деятельность обучающихся в сельском хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Посадка плодовых и ягодных культур и круглогодичный уход за ними

  1. I. Особенности организации территории под плодово-ягодный сад.
  2. Особенности ухода за плодово-ягодным садом.

III. Использование календаря основных работ при организации, размещении и посадке плодово-ягодного сада.

  1. Организация территории под плодово-ягодный сад.

На территории участка для сельскохозяйственных работ необходимо организовать работу обучающихся по выращиванию растений и сбору урожая, наблюдению за ростом саженцев; проведению опытов в соответствии с образовательными программами; приобретению теоретических знаний и практических навыков по посадке, планированию, размещению плодово-ягодного сада.

При закладке плодово-ягодного сада необходимо учитывать основные типы садов, организацию территории, выбор места под плодово-ягодный сад, подготовку почвы, размещение деревьев и кустарников в нем.

Основные типы плодово-ягодных садов.

Сильнорослые сады. Особенность технологии выращивания сильнорослых садов на семенных подвоях связана со значительными размерами деревьев. Высота их – 5-6 м, ширина кроны – 4-5 м. Расстояние между деревьями в ряду – 3-4 м и 7-8 м в междурядьях. Такие сады вступают в плодоношение на 7-й год после посадки, медленно наращивают урожай в первый год. Раскорчевывают эти сады через 35-40 лет.

Слаборослые сады. Создаются за счет использования клоновых, вегетативно размножаемых подвоев, обеспечивая карликовые, полукарликовые или среднерослые размеры деревьев. С уменьшением размеров деревьев связаны и особенности ухода за ними. В садах на слаборослых подвоях применяют более плотные схемы размещения деревьев по сравнению с сильнорослыми. В ряду деревья должны высаживаться через 1,5-4 м взависимости от силы роста сорта и типа подвоя, между рядами – 3,5-5,5 м. Данная технология посадки плодовых деревьев повышает эффективность использования земли, улучшает качество плодов. Слаборослые деревья рано вступают в плодоношение (на 2-5-й год после посадки в зависимости от типа подвоя), быстро наращивают урожайность. Такие сады обеспечивают более рентабельное ведение садоводства по сравнению с садами на сильнорослых подвоях. Сады на карликовых подвоях выкорчевывают через 18 лет, на полукарликовых и среднерослых подвоях – через 25 лет.

В плодово-ягодном саду должны быть представлены основные плодовые и ягодные культуры, выращиваемые в Республике Беларусь. Исходя из опыта работы рекомендуется 90 % площади сада отвести под плодовые деревья, 10 % – под кустарники. Из площади, отведенной под плодовые деревья, 80 % выделяется под яблоню, 8 % – под грушу, 12 % – под косточковые: сливу, вишню, черешню, алычу.

При подборе сортов по срокам созревания следует придерживаться соотношения: летние сорта – 8-10 %, осенние – 10-12 %, зимние и позднезимние – 80 %. Для закладки сада следует использовать районированные для данной зоны сорта плодово-ягодных культур.

Плодово-ягодный сад закладывается на много лет, поэтому организация территории и выбор места имеют большое значение.

Прежде чем приступить к планированию, участок необходимо тщательно обследовать. При оценке места под сад можно ориентироваться на состояние близко расположенных плодоносящих садов и их урожайности.

При выборе участка следует учитывать глубину залегания грунтовых вод. На участках, предназначенных для посадки яблони и груши, они должны залегать не ближе 3-4 м от поверхности почвы, а для косточковых – 1,5-2 м.

На участках, отведенных под плодовые растения, проводят химический анализ почвы, определяют содержание основных элементов питания (азота, фосфора и калия), реакцию почвенной среды. Семечковые породы лучше растут на нейтральных (pH 7) и слабокислых (pH 6) почвах, а косточковые – на нейтральных.

Лучшими для посадки сада являются участки с небольшим южным или юго-восточным склоном. Нельзя под сад отводить низины без стока воды и затопляемые участки, не подходят тяжелые глинистые почвы и неразработанные торфяники.

Яблоня лучше растет и плодоносит на хорошо дренируемых, достаточно влажных легких и средних суглинках. Она переносит кратковременное затопление почвы.

Груша лучше развивается на глубоких, плодородных, рыхлых, достаточно влажных почвах. На сухих местах у груши понижается качество плодов, они приобретают грубое строение мякоти и пониженную лежкость. Она плохо переносит избыток влаги и близкое стояние грунтовых вод.

Вишня менее требовательна к влаге, чем яблоня и груша. Она лучше растет на легких суглинистых и супесчаных, хорошо дренируемых почвах.

На участках с близким стоянием грунтовых вод у вишни снижается зимостойкость, ослабляется рост и плодоношение, сокращается долговечность, усиливается восприимчивость к болезням.

Черешня требует более мощных и теплых почв, не переносит избытка влаги. На тяжелых влажных почвах малоурожайна, страдает от болезней и повреждений штамба и недолговечна.

Слива предпочитает плодородные и более влагоемкие почвы. На избыточно увлажненных и холодных почвах она растет плохо и сильно подмерзает. На недостаточно увлажненных участках слива растет слабо и недолговечна. Она лучше других пород переносит высокий уровень стояния грунтовых вод.

Участок, отведенный под сад, должен быть защищен от холодных ветров. На открытых местах деревья больше подвержены в зимнее время вымерзанию из-за сдувания снега, в летнее время ветер сильно иссушает почву, сбивает плоды, часто ломает сучья и мешает работе пчел во время опыления.

Подготовка почвы

Плодовые и ягодные растения хорошо растут и ежегодно плодоносят на глубоко окультуренных, высокоплодородных, достаточно увлажненных почвах. Для создания таких условий за два-три года до посадки сада, в зависимости от плодородия почвы, ее вспахивают с внесением органических и минеральных удобрений, известкуют (на кислых почвах) и высевают смеси многолетних трав (клевера, тимофеевки, овсяницы) 6-8 кг/га.

Удобрения вносят в необходимых количествах в зависимости от наличия в почве питательных веществ.

На слабокислых почвах (подзолистых) необходимо применять физиологически щелочные минеральные удобрения (фосфоритная мука, аммиачная селитра и др.), на слабощелочных и нейтральных – физиологически кислые удобрения (суперфосфат, сульфат аммония, хлористый калий и др.).

Для ликвидации кислотности или ее снижения в почву целесообразно вносить доломитовую муку, гашеную известь, известковые туфы, луговой мергель – глинистый известняк, а если этих материалов нет – печную или древесную золу. Можно применять и торфяную золу, если зола не ржавого цвета. В золе ржавого цвета много железа, поэтому ее использовать на удобрение нельзя. Обращаем внимание, что при известковании почвы 2/3 дозы вносят под зяблевую вспашку, остальную часть – в поверхностный слой.

Дозы внесения извести для подзолистых почв в зависимости от их кислотности (pH), т/га (по М.Н.Язвицкому) приведены в таблице.

 

 

Таблица 1

Почва

pH

4,5

4,6

4,8

5

5,2

5,5-6

Супесчаныеные и легкосуглинистые

5,6

4,5-5,2

4-4,5

3,5-3,8

3,8

2

Средне- и тяжелосуглинистые

7,5-9

7-8,2

6,5-7,5

6-6,7

5,2-5,5

3

 

Перед посадкой почву тщательно выравнивают, срезая бугры и засыпая впадины. Участок очищают от сорняков, камней, кустарников. Необходимо учитывать, что лучшими предшественниками под сады на суглинистых почвах являются многолетние злаково-бобовые травы с двухлетним сроком использования, на легких – люпин на зеленое удобрение. Хорошими предшественниками являются овощные и пропашные культуры, рано освобождающие поле. Предпосадочную вспашку проводят за месяц до посадки саженцев. Перед вспашкой участка целесообразнее внести органические удобрения по 40-50 т/га с добавлением необходимого количества фосфорных и калийных удобрений и извести. При осенней перепашке, весной перед посадкой сада почву следует хорошо пробороновать. Вместо сплошного внесения органических и минеральных удобрений можно ограничиться местным в посадочные ямы. Для местного внесения удобрений требуется небольшое количество перегноя и минеральных удобрений.

Размещение деревьев в саду

Основой создания современных высокопродуктивных плодовых насаждений является уплотненная посадка деревьев с формированием сплошной кроны – ряда в сочетании с оптимальными междурядьями.

При широкорядной уплотненной посадке семечковые деревья на сильнорослых подвоях высаживают на площади 6 х 4 м. При закладке сада саженцами на среднерослых, полукарликовых и карликовых подвоях ширину междурядий сокращают до 4 м.

Перед посадкой саженцев на участке проводят работу по разбивке рядов и посадочных мест. Разбивку проводят с помощью посадочных кольев и разбивочных шнуров. На шнурах делают метки на заданном расстоянии. Количество меток должно соответствовать числу посадочных мест в ряду. Для обозначения посадочных мест используют заранее заготовленные колышки длиной 15-30 см. Посадочные ямы копают за 1-2 недели до посадки или непосредственно перед посадкой. Диаметр ям – 60-100 см, глубина – 60-70 см. Верхний, более плодородный слой земли, укладывают в междурядья с одной стороны, нижний – с другой. Достигнув глубины 70 см, дно ямы взрыхляют на штык лопаты. Против метки на шнуре в выкопанную яму устанавливают посадочный кол.

Колья, предназначенные для подвязки саженцев после посадки, заготавливают из древесины твердых пород толщиной 5-6 см, длиной 120 см. Расположение кольев проверяют в каждом ряду, ориентируясь по соседним рядам.

  1. II. Особенности ухода за плодово-ягодным садом

Обрезка саженцев после посадки.

Независимо от срока посадки саженцы необходимо обрезать весной до набухания почек в соответствии с принятой формой кроны. Обрезку делают для установления соответствия надземной системы с корневой, потерпевшей значительные потери при выкопке и подготовке саженцев к посадке. Из имеющихся веток кроны выбирают 3-4 наиболее удачно расположенные для формирования из них скелетных ветвей. Их подравнивают между собой по силе роста: нижние укорачивают слабо или вообще не трогают, верхние обрезают на 1/3-1/2 длины так, чтобы концы всех выбранных побегов находились примерно на одном уровне. У хорошо сформированного саженца центральный проводник должен занимать доминирующее положение и возвышаться над боковыми ветками на 10-15 см у сортов с раскидистыми кронами (Штрейфлинг) и на 20-25 см – с пирамидальными (Банановое). Конкурент проводника вырезают на кольцо или сильно укорачивают, но если он занимает в кроне лучшее положение, чем проводник, последний удаляют, а конкурент будет выполнять его роль. Срезы боковых ветвей делают на наружные почки, чтобы крона разрасталась вширь. Если ветка направлена вниз или в нежелательную сторону, ее укорачивают над почкой, которая дает побег в нужном направлении. Проводник укорачивают чаще всего на почку, расположенную над местом вырезанного шипа. Если ветви развиты неравномерно, то слабым придают более вертикальное положение, сильные отгибают в горизонтальное.

Обращаем внимание, что в первые годы после посадки обрезка деревьев должна быть минимальной. Укорачивание побегов проводят только с целью соподчинения, а приросты короче 40 см укорачивать не следует. Минимальная обрезка в сочетании с отгибанием и кольцеванием ветвей значительно ускоряет вступление деревьев в плодоношение.

Содержание почвы в саду.

Важнейшим фактором, существенно влияющим на рост и развитие плодовых насаждений, их урожайность и качество плодов, является комплекс мероприятий по уходу за почвой, повышению её плодородия и улучшению водного режима. Выбор системы содержания почвы в саду зависит от породносортового состава, возраста и состояния плодовых растений, рельефа участка, механического состава почвы и других условий. В условиях Беларуси применяют паровую систему, паросидеральную, дерново-перегнойную или газонную и систему однолетних междурядных культур.

Паровую систему целесообразно применять в молодых и плодоносящих садах. В период вегетации почву содержат в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. Но при длительном применении паровой системы ухудшаются физико-химические свойства почвы, снижается содержание гумуса, азота и обменных оснований, ухудшается структура и возрастает эрозия почвы. Поэтому черный пар необходимо периодически заменять посевом в междурядьях многолетних трав и сидератов.

Паросидеральная система заключается в посеве однолетних трав на зеленое удобрение с осенней или весенней заделкой их в почву. Сев производят в середине лета, что исключает конкуренцию трав с плодовыми культурами за влагу и питание. Перед посевом в почву дополнительно вносят по 45-60 кг/га азотных, фосфорных и калийных удобрений. Для посева используют различные злаковые и бобовые растения: люпин, викоовсяную смесь, горчицу. Бобовые растения накапливают до 75 кг азота на гектар. Паросидеральную систему следует чередовать с паровой, высевая сидераты раз в три года на одном и том же месте, т.е. ежегодно занимать ими 1/3 площади сада. При любой системе содержания почвы в междурядьях почву возле деревьев следует держать в рыхлом и чистом от сорняков состоянии сразу же после посадки сада. Чтобы сохранить почву в чистом от сорняков состоянии, можно использовать гербициды. Лучшее время внесения гербицидов – третья декада апреля.

Подкормки в плодово-ягодном саду

Основным способом внесения удобрений в саду является их внесение под перекопку в приствольные круги, где расположена основная часть корневой системы. Осенью приствольные круги перекапывают с внесением органических, фосфорных и калийных удобрений (например, двойной суперфосфат вносят в дозе 14 г/м2, хлористый калий – 15 г/м2, перепревший компост – 6 кг/м2). Азотные удобрения очень подвижны в почве. Поэтому для предотвращения потерь азота, азотные удобрения необходимо вносить дробно – в два приема. Рекомендуемую дозу делят на две равные части: половину дозы вносят до цветения, а остальное – через две недели после цветения (к примеру, аммиачная селитра в дозе 6 г/м2 или карбамид – 5 г/м2 за один прием). Желательно азотные удобрения вносить в пасмурную погоду или рано утром во время росы.

Обращаем внимание, что осенняя подкормка играет более важную роль, чем весенняя или летняя. Поскольку именно осенью закладывается сила дерева перед предстоящим плодоношением, укрепляется его иммунитет и повышается устойчивость к морозам. Корневую подкормку вносят вместе с основным удобрением во время осенней перекопки почвы, в районе околоствольного круга, не позднее октября.

Для молодых деревьев, возраст которых не достиг 8-ми лет, потребуется около 30 кг перегноя, а для взрослых – около 50 кг. Осенью наиболее важны такие элементы, как калий, фосфор, азот, кальций, железо и магний. Подпитку марганцем, бором, медью и кобальтом лучше проводить в уменьшенных количествах. Идеальным был бы вариант удостовериться, в каких именно элементах почва испытывает недостаток. Но не всегда это возможно и удобно, поэтому есть основные нормы, которых стоит придерживаться. Например, для подкормки яблоневых и грушевых деревьев необходимо с органическим удобрением внести в почву 300 г суперфосфата и 200 г сульфата калия. Эти элементы лучше усваиваются в жидком виде путем полива околоствольного круга.

Для вишневых и сливовых деревьев подкормку готовят из 3 ст. л. суперфосфата и 2 ст.л. сульфата калия, растворенных в 10 л воды. Для достаточного питания одного дерева необходимо около 4 ведер такой жидкости. Для песчаных и супесчаных почв требуется большее количество элементов подкормки, чем для глинистых и суглинистых – более тяжелых. Это связано с тем, что из легких почв полезные элементы питания интенсивнее вымываются осадками и при поливе. Обращаем внимание, что с момента начала плодоношения сад нуждается в более интенсивном питании осенью. Подкормку азотом лучше отложить на весну, поскольку осенью этот элемент способствует усилению сокодвижения, что неблагоприятно сказывается на зимовке деревца.

Весной вносят азотные удобрения, осенью – фосфорные и калийные. Если почва кислая, осенью в приствольный круг добавляют золу или доломитовую муку. Зола прекрасно справляется с раскислением почвы.

Если деревце подмерзло, ему помогут восстановиться внекорневые подкормки раствором мочевины (0,5 %). Первую подкормку проводят через 10 дней после цветения. Для закрепления результата дерево еще раз опрыскивают через 1–2 недели.

III. Использование календаря основных работ в плодово-ягодном саду

В январе следует заготовить черенки для зимней и весенней прививки семечковых культур. Защитить растения от грызунов. Обязательно стряхивать снег с молодых деревьев после сильных снегопадов, соорудить снегозадержание с помощью веток, хвороста, щитов, снежных валов.

В феврале, в дни оттепелей, следует отаптывать снег вокруг молодых деревьев.

В марте, до начала распускания почек на деревьях, производится обрезка сада. Срезы более 1,5 см в диаметре обрабатываются садовым варом. Белятся саженцы в молодом саду.

В апреле в плодовом саду формируют кроны молодых плодовых деревьев. Перепрививают старые и поврежденные деревья. Развешивают гнездовья для птиц. Ведут систематические фенонаблюдения за плодово-ягодными растениями. В ягодном саду производят подкормку азотными удобрениями по таломерзлой земле. Чистят кусты земляники от старых листьев. Производят рыхление земляники садовой и посадку черенков черной смородины в грунт. Освобождают пригнутые на зиму побеги малины и обрезают верхушки до хорошо развитой почки, подвязывают побеги к шпалере.

В мае плодовый сад нуждается в перекопке приствольных кругов. Продолжается прививка и перепрививка старых деревьев, накладка ловчих поясов на плодовые деревья.

В ягодном саду производят полив земляники садовой в засушливую весну, рыхление почвы и прополку сорняков, мульчирование. Проводят фенологические наблюдения за плодово-ягодными растениями.

Плодовый сад в июне нуждается в рыхлении почвы, удалении прикорневой и штамбовой поросли, в подкормке удобрениями: 3-4 г азота, 4 г калия д. в. на 1 м2 приствольного круга, в удалении июньской падалицы из сада. В ягодном саду производят прополку и рыхление смородины, малины, крыжовника, удаляют усы у земляники садовой, собирают урожай. Ведут борьбу с вредителями и болезнями химическими и биологическими методами. Проводят фенологические наблюдения и зеленое черенкование.

В июле в плодовом саду ухаживают за приствольными кругами, собирают урожай и удаляют падалицы из сада. Расставляют подпоры под обильно плодоносящие яблони и груши. В ягодниках собирают урожай ягод (по мере созревания), подготавливают почву под посадку земляники садовой. Пропалывают и рыхлят междурядья земляники садовой после окончания уборки урожая.

В августе в плодовом саду производят сбор и удаление падалицы, проверяют ловчие пояса, уничтожают кладки яиц и гусениц. Собирают урожай сливы, летних сортов яблок и груш. При необходимости ягодные растения поливают. Вырезают отплодоносившие побеги малины, ежевики.

В сентябре в плодовом саду производят уборку урожая яблок и груш, вносят органические и минеральные удобрения, перекапывают почву в приствольных кругах. В ягодниках удаляют сорняки в рядах, рыхлят почву в междурядьях земляники садовой. Сажают черенки красной и чёрной смородины, вырезают больные, поломанные ветки у смородины, крыжовника. Ведут фенологические наблюдения.

В октябре в плодовый сад высаживают молодые саженцы, убирают опавшие листья, снимают ловчие пояса, чистят сучья и стволы от мхов и лишайников. Белят штамбы и скелетные ветви.

В ягодниках мульчируют землянику садовую торфом, перегноем, окучивают кусты смородины, крыжовника. Пригибают побеги малины на зиму.

В ноябре плодовый сад нуждается в защите штамбов молодых деревьев от повреждения мышевидными грызунами и зайцами (окучивание и обвязка), в удалении зимующих гнезд вредителей и мумифицированных плодов, в инвентаризации насаждений. Для подкормки зимующих птиц развешивают кормушки.

В ягодниках производят укрытие земляники садовой на зиму торфом, еловыми лапками после промерзания почвы на 5-8 см.

В декабре окучивают штамбы молодых деревьев снегом. Охраняют сад от зайцев, отряхивают снег с ветвей, подкармливают птиц.

 

свернуть