Духовно-нравственное воспитание

Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь  воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

Основывается воспитание на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

· сотрудничество с храмом Пресвятой Богородицы аг. Пуховичи;

· организация воспитательной работы школы (тематические часы информирования;  классные часы; экскурсии по святым местам и местам боевой славы Беларуси; встречи с ветеранами войны; помощь пожилым людям; родительские собрания на морально-этические темы; благоустройство памятников погибшим воинам; уборка пришкольного участка)

· рализация  духовно-нравственного воспитания на уроках гуманитарного профиля;

Уже сегодня мы делаем первые шаги по внедрению некоторых пунктов Программы  сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви. В нашей школе организованы факультативные занятия «Основы православной культуры».

Однако в современном обществе вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи вызывают серьёзную тревогу. Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, уважать традиции своего народа, свою национальную культуру?

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, ориентируемся на общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».

На основе христианских ценностей работает волонтерский отряд, члены которого участвуют в оказании материальной и духовной помощи одиноким гражданам, ветеранам ВОв и труда.

В работе с учащимися широко используются экскурсии по памятным местам Беларуси.

Ежегодно проводятся лаготворительнгые акции «Помоги пойти учиться», «Доброе дело в подарок», «Чудеса на Рождество» и другие, основная цель которых – оказание помощи нуждающимся, детям-инвалидам, сиротам.

Многие вопросы духовно-нравственного освещаются и обсуждаются на информационных и классных часах.

Для родителей учащихся проводятся тематические родительские собрания на тему взаимоотношений детей и родителей, и воспитания детей в традициях православия.

Приоритетная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится учреждениям образования, так как это социальные институты, через которые проходят все граждане нашей республики. Поэтому именно в учреждениях образования должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь гражданина Республики Беларусь.

Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников изменяет и наполняет высокими духовными качествами личность самих воспитателей – учителей и родителей: спасая наших детей, мы спасаемся и сами.  Можно заучить нравственные истины, но если они не коснулись сердца, не приобрели личностный смысл, не стали убеждением, они не действуют.

Одна из главных ролей в воспитании духовно зрелой личности отводится литературе. Действительно, литература воздействует на эмоциональную сферу человека, заставляет его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, которые, закрепляясь в памяти, становятся принадлежностью души человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка проявляется в устойчивости его поведения в различных жизненных ситуациях, в возможности противостоять негативным воздействиям, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в формировании самоконтроля.

 

поделиться в: